Как и с чего лучше начинать играть с песком?

С раннего возраста дети играют в песочнице – это первая их созидательная деятельность, позволяющая проявить фантазию, творчество и выдумку. Зачастую, игры в песочнице не отличаются разнообразием. Мальчики строят песочные дороги, девочки пекут песочные пирожки и торты. Мы предлагаем использовать песок и материалы его заменяющие более эффективно и в образовательных целях.

На самом начальном этапе, родителям важно помнить - игры с песком предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка:
• совместные действия малыша и взрослого;
• действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;
• самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

Первое - массаж рук ребенка. При этом рекомендуем использовать не только растирание рук, но и разные массажёры - самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки, массажного шарика, карандаша с гранями и прочих приспособлений. Другой вариант - предложить ребёнку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с тёплой водой, а затем растереть руки полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук.

Второе - в процессе подготовки к игре необходимо дать ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Покажите, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка и т. п. Основная цель проведения таких игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками.
Предложите детям «поздороваться» с песком, положить ладони на песок. Затем сделать дорожку, пройти пальчиками, дотронуться до песка поочерёдно пальчиками правой руки, затем левой. Можно предложить ребёнку сжать кулачками песок, дотронуться до песка внутренней и тыльной стороной ладони, перетереть песок между пальцами и ладонями: если прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны; если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться солнце. Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать.

Третье – в самом процессе игр с песком детям можно предложить определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): в две одинаковые по объему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее. Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей. Затем, перевернув их и освободив песок, получить такое же количество куличиков, сохранивших форму емкостей. Эти куличики можно пересчитать. Сухой песок форму не сохраняет, поэтому сосчитать количество, соответствующее емкостям трудно.

Для того, чтобы ребёнок проявил в играх самостоятельность, свои фантазию и творчество и продуктивно, познавательно прошел этап предсюжетно-ролевой игры, предлагаем освоить серию упражнений.

Упражнение «Необыкновенные следы»

• «Косолапый мишка» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
• «Зайчик-побегайчик» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
• «Весёлый ужик» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
• «Жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Упражнение «Бусы для мамы»

Провести линию на песке, а потом «нанизывать» разные по форме или величине геометрические фигуры, природные материалы - камушки, жёлуди, орехи, косточки плодово-ягодных культур...

Упражнение «Страна слов»

Для дошкольников подойдёт упражнение, которое можно использовать в период активного обучения чтению - на поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву. А далее можно рассказать сказку или историю.

Дидактическое упражнение «Дойди по дорожке»

В этом упражнении мы учим малыша ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук; задавать задание друг другу.
Нам понадобятся: песочница с песком, мелкие игрушки, маленькие предметы (пуговицы, камешки, косточки). Игру можно провести в 2-х вариантах:
1 вариант. На песке лежит сеточка, в ней в некоторых квадратах стоят маленькие игрушки. Взрослый предлагает найти нужную игрушку (начинаем с первого нижнего квадрата) – пять шагов вверх, три шага вправо и т.д. Так ребёнок доходит до игрушки, которую задумал взрослый. Далее ребёнок задумывает и даёт указания взрослому.
2 вариант. Один ребёнок закрывает глаза, другой в каком-нибудь квадрате в песок зарывает что-то интересное (пуговицу) и так же руководит действиями другого ребёнка. Если задание выполнялось правильно, ребёнок найдёт в песке спрятанный сюрприз.

Дидактическое упражнение: «Дорожка из счетных палочек»

А это упражнение нам поможетнаучить малыша ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; упражнение развивает мелкую моторику рук, путём взаимодействия пальчиков с песком, счётными палочками и мелкими игрушками.
Нам понадобятся: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки.Взрослый указывает направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик; 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк; 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути), например, от камушка.

Дидактическое упражнение «Угудай, где спрятано?»

Через данное упражнение мыучим ребёнка ориентироваться на плоскости, развивать умение видеть углы и середину песочницы, повторять названия геометрических фигур и их цвет.
Из материалов нам понадобятся: мелкие игрушки, пуговицы, камешки, цветные рамки. Предлагаем 2 варианты развития игры.
1 вариант. У ребёнка мелкие игрушки. Взрослый предлагает поставить свою игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы.
В: Маша, где стоит твоя игрушка? (внизу)
В: слушай внимательно, куда пойдёт твой мишка – в верхний правый угол. Посмотри глазками, с кем он там встретиться? (со зайчонком), молодец, покажи ему дорогу – ребёнок берёт игрушку и «идёт». Взрослый может предложить ребёнку самому придумать, куда пойдёт игрушка. Необходимо следит за речью ребёнка – отвечать необходимо полным ответом, правильно определять место игрушки.
2 вариант. Разноцветные пуговицы или другие предметы. Ребёнок закрывает глаза, вы прячете пуговицу в песке. Когда ребёнок открывает глаза, ему говорят: я спрятал пуговицу в квадрат в нижнем правом углу, угадай, где спрятано? Ребёнок ищет. Или говорим: в левый верхнийугол нужно положить все квадратные пуговицы. В нижний левый угол – все жёлтые пуговицы, в верхний левый угол – все с ушком, в верхний правый угол – все маленькие. Дальше считаем, в каком углу, сколько пуговиц, где или каких больше (меньше).

Дидактическое упражнение «Веселые раскопки»

При помощи данного упражнения мы помогаем своему ребёнку активизировать социально – эмоциональный опыт путём расширения его представления об окружающем мире; развиваем тактильно – кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Из материалов нам подойдут: песочница с песком, мелкие игрушки, кисти для раскопок, совочки.

Взрослый заранее прячет в песке нужный материал – полуразрушенный замок из кубиков, животных, цифры, геометрические фигуры и т.д. дети откапывают, что спрятано в песке. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. В процессе игры ребёнок получает знания об окружающем мире, учатся фантазировать и выдвигать свои гипотезы (если это замок, животные, инопланетяне, яйца и т.д.), закрепляют знания о цифрах, буквах, счёте предметов и т.д.

Дидактическое упражнение «Вертикаль-горизонталь»

В этом упражнении ребёнок учитьсяориентироваться на плоскости, находить вертикаль, горизонталь и диагональ.А также, у малыша развивается речь, закрепляются знания об окружающем мире, и, конечно, развиваются внимание и мышление.
Из материалов на потребуются песочница с песком, мелкие предметы (камушки, кисточки) и маленькие игрушки, подходящие к таким темам, как «Животные моря», «Летает-не летает», «животные пустынь» и т.п.

Как будем играть? Для того чтобы увидеть горизонтальную линию – сдвигаем песок на нижнюю или верхнюю часть песочницы. Если песок наверху – это земля и там живут сухопутные животные, растут деревья (все эти игрушки ставим в песок), а на нижней части песочницы получилось море, где живут водоплавующие животные, на дне могут лежать камешки, ракушки и немного песка. Если песок на нижней части песочницы – это тоже земля, но верхняя часть – это небо и туда ставим игрушки, которые могут летать (птицы, самолёты и т.д.) В процессе игры закрепляем знания о месте обитания животных – лес, пустыня, джунгли; повторяем названия животных; считаем, сравниваем количество игрушек.

Для того, чтобы увидеть вертикальную линию – кладём на песок две ладошки. У двух ладошек будет 2 одинаковых домика и, чтобы они не сорились, разделим песочницу пополам. Левая ладошка выбирает игрушки для своего домика, а правая – для своего. В другой раз, поставим ёлочки к верхнему бортику песочницы, а куколку - к нижнему, и попросим ребёнка построить дорожку в лес так, чтобы получилась вертикальная линия.
Диагональ можно построить из разного материала – из одного уголка песочницы в другой. Можно дать задание ребёнку выложить дорожку из 7 красных пуговиц, 4 синих, 5 больших, 8 круглых и т.д. так закрепим название цвета, формы и величины предметов.

Дидактическое упражнение «Найди цифру»

Данное упражнениеподойдёт для развития мелкой моторики рук; внимания и терпения; научит разделять числа на чётные и нечётные. Нам понадобятся песочница с песком, двухсторонние цифры (синие – нечётные, красные – чётные), мелкие игрушки.
Взрослый (любой другой ведущий) закапывает в песок цифры. Ребёнок «запускает» в песок руки и ищет цифру.
В: посмотри, какая эта цифра? Как она лежит? Как должна располагаться, чтобы правильно её распознать?В: посмотри, у тебя цифра синего (красного) цвета. Это говорит о том, что цифра нечётная (чётная).
Взрослый на камушках (пуговицах, косточках…) объясняет, что значит чётная или нечётная цифра. Чтобы хорошо запомнить цифру можно обрисовать её пальцем вокруг по песку, «прошагать» вокруг пальчиками или рядом выложить такую же цифру косточками, палочками и т.д. Далее ребёнок ищет следующую цифру и опять объясняется на мелких предметах чёт и нечет. Когда ребёнок это запомнит, он просто говорит: «Это цифра 5, она нечётная, поэтому синего цвета».Задание можно усложнить, если предложить выложить на песке больше или меньше предметов, чем найденная цифра. Чтобы было интересно, в песок можно закопать и другие маленькие предметы, но найти надо цифры. Искать можно руками или раскапывая осторожно совочком, кистью.

Из цикла статей "Игры с песком дома".