Статья в журнале "Шейкер" "Мы играем"

Развитие и воспитание ребёнка – результат большого, кропотливого труда родителей, воспитателей, педагогов. Сегодня многим известно, что самое благоприятное и эффективное время для развития интеллекта, речи, памяти ребёнка – от рождения до старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Самый простой, проверенный временем, а главное, интересный и увлекательный способ «сделать» малыша умным, внимательным, разговорчивым, сильным и ловким – это ИГРА. Зачастую, мамы и папы не знают, как играть с малышом и предоставляют своего ребёночка теленяне.

Предлагаем вооружиться хорошим настроением, знанием: как, чем и для чего,- желанием получить удовольствие от совместной игры с ребёнком и погрузится в удивительный мир открытий, познания и развития.

Условно все игры с малышами можно разделить на шесть основных групп: игры на развитие силы, ловкости и координации; игры на развитие восприятия; игры на развитие внимания; игры на развитие памяти; игры на развитие мышления; игры на развитие речи.

Игры на развитие силы, ловкости и координации. Стимулируя двигательную активность ребёнка, развивая координацию и согласованность в работе мышц всего детского тела, тренируя ловкость и силу, родители прививают любовь к физической культуре и здоровому образу жизни. Кроме того, мозг развивается вместе с усложнением двигательных программ, так как по мере усложнения действий подключает всё более высоко расположенные мозговые структуры. К примеру, игра «Пятнашки на четвереньках» уже по силам восьмимесячным малышам – напоминает догонялки. Эта игра укрепляет мышцы спины, рук, ног и развивает координацию движений. Кроме двигательной тренировки эта игра помогает снять психоэмоциональное напряжение и детям старшего возраста (7-10 лет).

Игры на развитие восприятия помогают малышу вступить в полноценный контакт с окружающим миром. Восприятию малыш учиться благодаря развитию движений. Без движения нет восприятия или, по крайней мере, адекватного, полноценного образа окружающего мира. Восприятие доминирует в психической жизни ребёнка примерно до трёх лет. Именно восприятие закладывает фундамент для общего интеллектуального развития ребёнка в старшем возрасте. Игры на развитие восприятия включают ребёнка в активное взаимодействие с предметами окружающего мира, тем самым помогая сформировать адекватный образ предметов, их отдельных частей, свойств, уверенно ориентируясь в окружающем пространстве. Например, игра «Что звенит, что шуршит?» развивает слуховое восприятие и слуховую память. Демонстрация различных звуков, которые могут производить разные предметы, учит соотносить звук с предметами. Чем большее количество раз взрослый повторит эту игру, тем сильнее закрепится в памяти ассоциативная связь предмет-звук. Можно предлагать эту игру малышам с восьми месяцев, вариативно усложняя с взрослением малыша.

Игры на развитие внимания помогают детям в дальнейшем быть интеллектуально более успешными. Они развивают такие характеристики внимания, как избирательность, концентрацию, устойчивость. Маленькому человечку без помощи взрослого трудно сориентироваться в потоке информации, которую тот получает от всех органов чувств сразу. Своими словесными инструкциями, действиями родители помогают ребёнку выбрать наиболее значимое в данный момент (избирательность), не отвлекаться на посторонние или малозначимые предметы (концентрация) и в течение длительного времени играть (заниматься) с выбранным объектом (устойчивость). Взрослый помогает обнаруживать в уже известных ребёнку предметах окружающего мира новые качества и возможности, что усиливает внимание ребёнка, стимулирует его устойчивость. В игре «Обезьянки» развивается переключаемость и концентрация внимания, а также тренируется умение управлять своими поступками. Правила очень просты: ребёнок повторяет все движения, которые выполняет взрослый. В этой игре ребёнок учиться управлять и узнавать возможности своего тела, что имеет исключительную важность для дальнейшего развития малыша. В эту игру можно играть с детишками с года.

Игры на развитие памяти опираются на закономерности непроизвольного запоминания (ребёнок не делает специальных усилий, чтобы информация осталась в его памяти, но информация там всё равно запечатлевается). Такие игры в основном посвящены развитию образной памяти, как преобладающему способу запоминания (посмотрели, послушали, потрогали, понюхали, попробовали). В этот процесс также включаются и двигательная память и память эмоциональная. Игры на развитие памяти помогают множество построений, овладевая мнемотехническими приёмами. Родителям для развития кратковременной произвольной памяти, наблюдательности, умения считывать информацию из окружающего пространства можно предложить поиграть с ребёнком в игру «А кто спрятался?» - перед малышом выкладываются в ряд знакомые игрушки, перечисляется вслух каждая, ребёнок отворачивается или закрывает глазки, а взрослый тем временем одну из игрушек прячет и со словами (примерно): «Один, два, три, четыре, пять! А теперь иди искать», предлагает своему чаду найти того, кто спрятался. В возрасте от полутора до трёх лет, играя в эту нехитрую игру, ребёнок готовится к произвольному запоминанию. В более старшем возрасте идёт тренировка произвольного запоминания, что чрезвычайно важно в школьный период.

Игры на развитие мышления – это всегда проблемы, которые предлагается решить ребёнку. В игровой ситуации легко загорается и поддерживается интеллектуальный интерес; даже если задача не поддаётся сразу, малыш не бросит её. В игре находят отражение такие мыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение… (и в реальном плане и в умственном). Например, игра «Строитель» по плечу детям с десяти месяцев и старше. Она развивает пространственное мышление и наблюдательность, учит сравнивать. В игре взрослый предлагает ребёнку сделать некую конструкцию по образцу взрослого. Начинать строить лучше с двух предметов. При возведении разных построек дети учатся устанавливать пространственные соотношения, что крайне сложно.

Игры на развитие речи помогают малышу ориентироваться в бесконечном мире звуков; они расставляют «своеобразные подсказки», используя которые ребёнок научается различать звуки родного языка, понимать обращённые к нему слова, активно использовать речь в контакте со взрослым и впоследствии со сверстниками. Речевые игры развивают и мелкую моторику. Активизация движений пальцев рук способствует активизации моторных участков коры головного мозга, которые теснейшим образом связаны с речевыми центрами. В игре «Помоги маме" (популярная игра с крупой) развивается мелкая моторика и тренируется устойчивость внимания. Эта игра по силам детям от полутора лет и старше. Любые манипуляции с мелкими предметами требуют от малыша очень тонких движений пальчиками. Развиваем пальчики ребёнка, развиваем речь.

Для того, чтобы ум малыша был острым, память - крепкой, речь – правильной достаточно поиграть с ним в простую, не требующую длительной подготовки или большого количества вспомогательного материала, игру. И мамы с папами, за короткое время разовьют в своём ребёнке мышление, речь, память, внимание, восприятие, силу и ловкость.